Всероссийское общественное обсуждение вопросов совершенствования государственной итоговой аттестации (ГИА) стартовало 26 августа. В обсуждении принимают участие представители Рособрнадзора, Российской академии образования, депутаты Госдумы, члены Общественной палаты, региональные министры образования, представители ассоциаций учителей-предметников, родительского сообщества, педагоги, блогеры и другие заинтересованные лица.
Открывая вводную сессию, руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев отметил, что в последний раз подобное обсуждение проводилось в 2008 году перед введением ЕГЭ в штатный режим. Перед началом нынешнего обсуждения Рособрнадзор провел сбор предложений по совершенствованию государственной итоговой аттестации. Поступило 926 предложений, которые будут рассмотрены в рамках тематических секций, посвященных содержанию контрольных измерительных материалов ЕГЭ и ОГЭ, организационно-технологическому обеспечению ГИА и перспективам совершенствования ГИА-2030. «По итогам этих обсуждений мы примем резолюцию, где скажем, какие изменения мы примем быстро, что в более долгосрочной перспективе, а что мы в обозримом будущем принять не сможем», – заявил Анзор Музаев.
Предваряя обсуждение, руководитель Рособрнадзора рассказал о предпосылках введения ЕГЭ и об истории эволюции экзамена. По его словам, замысел ЕГЭ состоял в том, чтобы сформировать объективную систему оценки знаний выпускников с едиными требованиями и критериями, объединить выпускные и вступительные экзамены, ликвидировать коррупцию при поступлении в вузы, дать возможность выпускникам с периферии поступить в ведущие вузы страны. Однако полная передача полномочий по обеспечению объективности результатов экзаменов регионам привела к многочисленным злоупотреблениям, утрате доверия к ЕГЭ и формированию негативного отношения к экзамену. С 2014 года началась планомерная работа на федеральном уровне по исправлению сложившейся ситуации, в результате которой ЕГЭ претерпел серьезные качественные изменения.
Участникам обсуждения продемонстрировали, как осуществляется контроль при допуске в экзаменационные пункты, рассказали, какими инструкциями руководствуются осуществляющие этот контроль лица, показали микронаушники, микрокамеры и другие технические средства, которые используют современные нарушители. Они увидели, как ведется мониторинг за ходом экзаменов, чтобы предотвратить различные нарушения и сбои, в частности работу Системы мониторинга готовности ЕГЭ, Портала видеонаблюдения за ЕГЭ, узнали о том, как используется искусственный интеллект для выявления нарушений и почерковедческой экспертизы.
Директор Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) Оксана Решетникова рассказала о бытующих мифах по поводу разработки экзаменационных материалов и пояснила, кем и как проводится разработка и экспертиза экзаменационных заданий, на что ориентируются разработчики, какую апробацию проходят любые нововведения перед их включением в экзамен.
Анзор Музаев отдельно остановился на проблемах государственной итоговой аттестации в 9 классах. «У общества и участников образовательного процесса сейчас нет понимания того, какие смыслы заложены в ОГЭ, что дают эти результаты, как выбирать тот или иной предмет», — отметил он. В результате участники ОГЭ нередко выбирают для сдачи несвязанные между собой пары предметов, нет четких критериев отбора учащихся для продолжения обучения в 10 классах, а сузы, чья популярность в последние годы растет, испытывают сложности при отборе абитуриентов на основе конкурса аттестатов.
Председатель Комитета Государственной Думы по просвещению Ольга Казакова прокомментировала законопроект об отмене ЕГЭ, который неоднократно вносился на рассмотрение парламентариев. По ее словам, основные идеи этого законопроекта: изменить название экзамена и передать полномочия по утверждению содержания контрольных измерительных материалов регионов. Такое изменение нарушит единство образовательного пространства и принцип равенства возможностей для всех участников экзамена. «Мы исходим из того, что для всех должны быть одинаковые правила, независимо от того, где проживает и обучается ребенок. Условия должны быть равные для всех, это очень важная базовая социальная ценность. Мы не должны разрушать социальную справедливость. Когда мы обсуждали эту тему в Комитете по просвещению, мы говорили о том, что для нас самое главное – сохранить равенство и открытость системы», – заявила она.
Ольга Казакова отметила, что при обсуждении изменений в системе государственной итоговой аттестации для парламентариев важно экспертное мнение о том, какие нормы необходимо включить в Федеральный закон «Об образовании в РФ», что должно войти в подзаконные акты, как система будет меняться и совершенствоваться в дальнейшем. «Мы понимаем, что система единого государственного экзамена существует не сама по себе в отрыве от всех реалий. При формировании Стратегии развития образования до 2030 года система государственной итоговой аттестации должна в нее влиться, и мы в этой стратегии должны увидеть, как будут эти экзамены в школах выглядеть, как они будут соответствовать тем государственным задачам, которые перед нами стоят», – отметила она. Ольга Казакова также предложила включить в научно-методические советы по предметам, которые осуществляют согласование документов, определяющих структуру и содержание контрольных измерительных материалов, представителей депутатского корпуса.
Свое видение проблем государственной итоговой аттестации изложили также вице-спикер Госдумы РФ Борис Чернышев, депутаты Алена Аршинова и Олег Смолин, вице-президент Российской академии образования Виктор Басюк.
А популярный блогер Арсений Филин рассказал, что основным напутствием его подписчиков, когда он сообщил им, что примет участие в обсуждении изменений в ЕГЭ, было: «Скажи им, чтобы ЕГЭ не отменяли!». По его словам выпускники, которые готовятся к экзаменам или уже сдали их, в основном ЕГЭ поддерживают и, рассуждая о том, необходим ли такой экзамен, нужно в первую очередь руководствоваться их мнением.
Он также рассказал о проблемах, которые видят в экзаменах его подписчики. В их числе принципы пересмотра шкал перевода баллов по предметам, отсутствие в личных кабинетах участников ЕГЭ контрольных измерительных материалов, по которым они сдавали экзамен, случаи, когда участникам запрещают приносить в аудиторию воду или обязывают их приходить на экзамен в строгой одежде.
28 августа обсуждение изменений в государственной итоговой аттестации продолжится в рамках трех тематических секций, а 30 августа будут подведены его итоги и определены направления для дальнейшей работы.